22 048 971 118 ₽
Иконка мобильного меню Иконка крестик
1 июня – Международный день защиты детей
1 июня – Международный день защиты детей
Помогите детям-сиротам, детям-инвалидам и детям из малообеспеченных семей познакомиться с культурой по ежегодной программе «1 июня - Международный день защиты детей».
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»

Благодаря этой программе малоимущие семьи могут отвезти своего ребенка-инвалида на лечение, чтобы избавить его от серьезной болезни или хотя бы облегчить ее течение.

Начеку!
Начеку!
С февраля 2022 г. по август 2023 г. в результате боевых действий, в том числе от мин было убито 549 детей. В результате боевых действий ранено 1166 детей. Российским детским фоном создана программа, которая будет обучать детей рискам, исходящим от боеприпасов взрывного действия.
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Кому помочь
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Статьи

ДЕТИ — НАШЕ НАСТОЯЩЕЕ И НАШ ТУПИК

Дата новости 13.09.2000
Количество просмотров 652
Автор статьи Альберт Лиханов «Труд»
В его повести «Обман» есть строчка: «Жизнь эта не будет без облаков, как не бывает без облаков небо». Небезоблачной была и его судьба, хотя ему повезло родиться в доброй, дружной, работящей семье в замечательном городе Кирове. (Вятичи искони славились и мастеровитостью, и оптимизмом). Но на самое раннее детство будущего писателя наложила отпечаток война. В одном из своих интервью Альберт Лиханов «разложил по полочкам» особую власть той кровавой войны, которая, с одной стороны, породила безотцовщину, оставила страшный след в детских судьбах, а с другой — воспитала поколение честных, смелых, целеустремленных ребят, унаследовавших от отцов все лучшее. Они — не только герои его книг, они его друзья по жизни, прочная нить между прошлым и будущим.
Сегодня известному писателю А.Лиханову, создателю и бессменному руководителю Российского детского фонда, исполняется 65 лет. А фонду его через месяц стукнет 13.

— Альберт Анатольевич, вы стали противником набившего оскомину штампа «Дети — наше будущее». Вы однажды заявили, что они «наше настоящее, наша боль, наше несовершенство, наш тупик». Откуда столько горечи?
— Давайте говорить правду. Если прежние репрессии касались не всех, то новые — всех поголовно. Оказывается, можно уничтожить нацию не пулями, не штыками, не бомбами, а ничтожными пенсиями, убогими детскими пособиями, безработицей. А еще безграмотностью, которую сулит России новая реформа образования, эта непонятно кем выдуманная двенадцатилетка.
Я не говорю о катастрофическом превышении у нас смертности над рождаемостью. Но есть множество и других безотрадных фактов. Могу себе представить, как чувствуют себя оказавшиеся никому не нужными опытные конструкторы, сельские врачи, учителя, офицеры нашей многострадальной армии. Эта «никомуненужность» — страшная болезнь целой нации. Бжезинский предсказал однажды, что нация наша сократится до 50 — 60 миллионов. Угроза не призрачная, а очень даже реальная. Работая с детьми, живя их болями и надеждами, я это ощущаю, может быть, сильнее, чем кто-то другой. А также вижу, как страшна власть в руках корыстного, непробиваемого чиновничества, достучаться до которого попросту невозможно. Постоянно говорю, пишу в прессе о драмах и трагедиях маленьких россиян, о свинцовых тучах, нависших у нас над миром детства. Раньше руководящие работники хотя бы читали эти статьи, нет-нет, да и прислушивались. А теперь такое впечатление, что правда стала киплинговской кошкой. Гуляет сама по себе, и никому до нее нет дела. Жизнь от реформ должна меняться в лучшую сторону, а наша пока катится в худшую.
— Несмотря на то, что ваше детство пришлось на лихолетье, вы сказали, что оно все равно было прекрасным. И что право иметь прекрасное детство есть у каждого ребенка, в какое бы время он ни жил.
— А что мы в наше время можем реально им предложить? Был комсомол — его упразднили, была пионерская организация — ее «сократили». Во всех странах существует скаутское движение. Ребята там не молятся, не занимаются политикой, они ходят в походы, учатся разжигать костер, готовить из концентратов нехитрую пищу. Это же не лишние навыки, правда? Но самое-то главное: в этих скаутских организациях, а позже в студенческих клубах, которые существуют при всех крупных университетах на Западе, молодых людей, к какой бы социальной прослойке они ни относились, учат дружить. И эта дружба потом остается у них на всю жизнь. А наши дети, даже если они учатся в одной школе, в одном классе, обычно разобщены. Нет объединяющего начала, зато появился разделяющий их социальный статус. Одни — отпрыски богатых родителей, другие — бедных. Говорить им не о чем. Если бы мне довелось встретиться с президентом Владимиром Путиным, я бы обязательно сказал ему: если в России не появятся авторитетные молодежные организации, будет окончательно разобщена вся нация. А разобщенность, деление на «своих» и «чужих» — идеальная среда для конфликтности.
— Не кажется ли вам, что наше сегодняшнее общество уже отличается этой конфликтностью?
— Детский фонд работает над программой «За решеткой — детские глаза». Я хочу, чтобы все мои соотечественники знали: в российских колониях сегодня содержатся 21 с половиной тысяча детей, в следственных изоляторах — 12 с половиной тысяч. Среди них очень много сирот и ребят, лишенных родительского попечения. Трагедия в том, что им за решеткой совсем не хорошо, но они не хотят выходить на свободу, потому что там совсем плохо. В неволе их, по крайней мере, кормят, учат, а за стенами колоний — тупиковая зачастую реальность. Наши специалисты (у Детского фонда 70 отделений в регионах) часто навещают этих ребят, пытаются оказывать, прежде всего, правовую помощь.
Но больше всего им нужна любовь, человеческое участие. Ведь ребят не оставляют в покое вопросы: что делать, если ты никому не нужен, если тебя все предали, даже родная мать? Достоевский заметил: «Из подростков создаются поколения». Они неизбежно будут озлобленными, конфликтными, если окончательно уверятся в том, что решительно все их обманывают. И больше всех — государство.
Приведу еще одну цифру. В российских женских колониях сейчас живут полтысячи младенцев. Вы только представьте, однажды они вырастут и — ужаснутся: я родился за решеткой, моя колыбель — нары. Поскольку на этих нарах им за госсчет полагается только питание, мы везем для них одежду, обувь, другие необходимые вещи. Были в Можайской колонии, посетили такие же учреждения во Владимирской, Кемеровской областях. Но этого мало. Детство — не пустяк, не второстепенный вопрос. Говорил и говорю, что загубленное детство может в будущем погубить государство. А у нас сегодня детей-сирот 720 тысяч. Даже после войны, в мае 1945 года, их насчитывалось меньше — 678 тысяч.
— По инициативе Детского фонда в конце 80-х в СССР стали создаваться семейные детские дома...
— Было на сей счет даже постановление правительства. Оно разрешило крепким семьям, у которых уже есть дети, брать по пять сирот, помогало в финансовом отношении. Не секрет, что содержание ребенка в семейном детском доме обходится государству в пять раз дешевле, чем в казенном. Казенный ведет воспитанника «до порога», а дальше — плыви, как хочешь. Иное дело семья. И я с великим уважением вспоминаю семью простых ростовчан Сорокиных, в которой — 57 душ. Искренние, милосердные, работящие люди растили чужих детей, как своих.
Я веду безуспешную борьбу с Министерством образования — за сохранение семейных детских домов. Но, наверное, это движение (гражданское, патриотическое) сильно раздражает чинуш. Они стремятся превратить такие семьи в конторы — с печатью, директором, бухгалтерией, уставом, учредителями. Бред!
— Одно из ваших произведений — «Крутые горы» — содержит, если так можно выразиться, рецепт военной «заварихи»: «В горячую воду сыплют муку, добавляют чуть соли, варят — и все в порядке — берись за ложку...». Понятно, почему вы, бережно сохранивший память о своем военном детстве, так болеете душой за судьбу детей нынешних войн.
— Одна из программ нашего фонда так и называется — «Фронтовые дети Чечни». Когда на дне студеного Норвежского моря недавно затонула субмарина «Курск», все, и государство в том числе, захотели помочь семьям подводников, их детям. А в Чечне разве не наши дети? Почему же до них никому нет дела, за что им такая доля? СМИ обвиняли Владимира Путина в том, что вовремя не поехал в Видяево, политиканы разглагольствовали о милосердии первого лица государства. А кто-нибудь из этих господ хоть чем-нибудь помог тем ребятишкам, которые стали инвалидами еще в первую чеченскую кампанию? У нашего фонда их на попечении свыше 70. Кого-то ранила снайперская пуля, кто-то подорвался на мине. Их лишили детства. И прощения не попросили.
Уже четыре года лежит в республиканской детской больнице в Москве Эвелина Матвеева. Несколько лет назад ее ранило в позвоночник. У ее матери на руках еще двое детей. А крова нет, их дом разбит. Мы собрали им деньги на покупку квартиры. Но, если покупать ее сегодня, свыше трети имеющейся суммы уйдет на налоги. Государство непреклонно. А чиновники, по долгу службы отвечающие за социальную защиту населения, равнодушны. Мне очень больно это видеть.
— Альберт Анатольевич, накануне вашего юбилея не могу не спросить: чем еще живет общественный деятель, писатель Лиханов, много ли пишет, что читает?
— Мечтаю писать. К сожалению, это редко удается. Но в прошлом году закончил роман «Никто», который был сначала опубликован в «Нашем современнике», а недавно вышел отдельной книгой. Вышло и собрание моих сочинений.
С великим удовольствием перечитываю дневники Льва Николаевича Толстого. Все его жизненные суждения в пору зрелости носили сострадательный характер, были пронизаны беспредельной любовью к людям. Он и о себе-то говорит как о двух «я». Я — на небе и я — на земле. И просит Господа помочь жить по совести.
Заметьте, бессовестных видно и слышно постоянно. А совестливый никогда не будет декларировать свою совестливость. Да она и не нуждается в рекламе.
Комментариев: 0
Оставить комментарий