22 048 971 118 ₽
Иконка мобильного меню Иконка крестик
1 июня – Международный день защиты детей
1 июня – Международный день защиты детей
Помогите детям-сиротам, детям-инвалидам и детям из малообеспеченных семей познакомиться с культурой по ежегодной программе «1 июня - Международный день защиты детей».
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»

Благодаря этой программе малоимущие семьи могут отвезти своего ребенка-инвалида на лечение, чтобы избавить его от серьезной болезни или хотя бы облегчить ее течение.

Начеку!
Начеку!
С февраля 2022 г. по август 2023 г. в результате боевых действий, в том числе от мин было убито 549 детей. В результате боевых действий ранено 1166 детей. Российским детским фоном создана программа, которая будет обучать детей рискам, исходящим от боеприпасов взрывного действия.
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Кому помочь
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Статьи

КАК СДВИНУТЬ ТЯЖКУЮ ТЕЛЕГУ?

Дата новости 05.02.1988
Количество просмотров 631
Автор статьи Альберт Лиханов Выступление на Бюро Совета Министров СССР по социальному развитию
Хочу напомнить, товарищи, что Постановление ЦК и СМ, ход выполнения которого мы обсуждаем, второе за последние годы. Первое было принято всего лишь в 1985 году, и когда готовился документ 1987 года все дружно соглашались, что предыдущее — не выполнено, точнее, выполнено лишь по материально-техническим параметрам, а коренных перемен не произошло. Именно поэтому слово коренной — «О мерах по коренному улучшению» — появилось в названии нового постановления, такова была установка, желание Политбюро.
Так что же меняется коренным образом? Что изменилось? Или слово опять остается словом, не подкрепленным сутью? Увы, товарищи, такая опасность существует реально, и будет особо безнравственно, если именно это постановление, именно этот документ перестройки и гуманизации общества — в высшей степени человечный документ! — окажется заторможенным, полуреализованным, исполненным лишь формально, что в переводе на язык нашего времени будет означать подрыв авторитета перестройки, никак не меньше.
Итак, сиротство столицы и окружающей области — тяжелая, больная и нелегко излечимая тема, продукт негативных сторон человеческой жизни, процесс мало и плохо управляемый, свидетельство не столько материальных, сколько духовных изъянов нашего развития. Записки ведомств, которые представлены на Бюро, в высшей степени профессиональны и дают достаточно полную картину сложившегося положения. Но, согласитесь, ни в одной из них нет обоснованного варианта выхода из этого положения. Мы вновь, — и справедливо! — говорим о материальных аспектах дела, но как именно коренным образом переменить положение, а, главное, как предотвратить сиротство — об этом почти не говорим.
Мне кажется, ключ к этой двери хранится не в Моссовете, не в облисполкоме, не в горкоме и обкоме партии, а у самого народа. Но вот помочь народу как следует взяться за дело — тут если и не все, то многое в руках у этих организаций.
Конкретный пример. Участник войны Евгений Трофимович Бесфамильный подобрал на железнодорожной станции беспризорного Сашу Толстенка, но не потащил его в детский дом, а взял к себе, обогрел, накормил, воспитал, отправил служить в армию. Ясней ясного — честь ему и хвала, человек без всяких постановлений исполнил благое дело, сделал то, что никакая администрация сама по себе не делает, делают конкретные люди. И что же? У этого человека комната — 13 метров. Два года просит ветеран дать комнатенку и сироте, пусть идет дальше, живет своей жизнью. Но нет! Доброе дело опять наказуемо. Никто не хочет слушать ветерана.
Еще пример. У Владика Кочетова мать повесилась, когда ему было 11 лет. Отец осужден. Куйбышевский исполком сразу же заселил их 3-комнатную квартиру, мальчик остался без родных, без крова, начал скитаться по интернатам. Отстал в развитии. С 1986 по 1987 год совершил более 10 побегов, объясняя это издевательствами со стороны старших воспитанников. Около 8 месяцев в 1987 г. мальчик беспризорничал. Его кормили дети, стоявшие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Иногда, чтобы поесть, мальчик воровал и отбирал деньги у младших. В декабре 1987 г. его приютила Турьянова Е.В. — дворник, пенсионерка, участница войны и защитница Москвы. Райисполком, несмотря на настойчивость Советского детского фонда, не собирается давать жилье опекуну для воспитания мальчика.
12 января нынешнего года на совещании в райисполкоме 10 ответственных работников за три часа совещания так и не смогли решить судьбу мальчика. Первый секретарь РК КПСС т. Пантелеев Е. А. также занял стороннюю позицию. И здесь не могу не вспомнить Владимира Ильича Ленина, как он в тяжкие годы ездил на елки в детские дома, как интересовался судьбами детей. Неужто же мы так одеревянели и ожесточились, что даже до сердца первого секретаря московского райкома не может достучаться весь Детский фонд страны? Чего же может добиться сама эта добрая женщина, всего лишь дворник, хотя и участница обороны Москвы?
Вы знаете, товарищи, может я и слишком резок, но комчванство особенно охотно и ретиво лютует в области детства и материнства. Черствость, равнодушие, оголтелый бюрократизм особливо рьяно свирепствует над слабыми и беззащитными. Это ли не позор? И уж двойным надругательством выглядит все это тогда, когда человеку, решившему сделать доброе дело, с каким-то особенным рвением ставят в колеса палки. Марии Михайловне Евграфьевой (Тимирязевский район) не дается разрешение на опекунство над сиротой Сашей Стрельниковым, исполком считает, что она стара, никак не желая взять в толк, что у помощи и доброты возраста нет. Допустим, даже, уйдет Мария Михайловна раньше срока, но кто, какая администрация возьмет на себя ответственность взвесить — и на каких весах? — тепло и душевность, которую успеет получить мальчик? И ведь в голову никому не придет, что старая женщина своим решением помогает этому исполкому, городу, детству.
Не оттого ли, что бессердечие навязывается власть предержащими бюрократами, фактов доброты становится все меньше? Придумав и утвердив сотни ненужных ограничений — мы окорачиваем народную добродетельность, сокращаем возможность доброй инициативы, которая является никак не менее, чем социальным соучастием народа в разрешении общей беды, опять доказываем мнимую истину, что государство само со всем справится. Иными словами, пресекаем помощь народа самому себе, ставим искусственные заслонки.
К примеру, из 616 граждан Кировского района, опекающих сирот, ни один не получает пособия. В большинстве районов среди 60 процентов опекунов — престарелые люди, которые содержат детей только на свою пенсию. Не дай бог, если я буду понят превратно, и мы начнем насильственно ломать статистику, наоборот, старикам, которые ничего не просят, помочь надо, и срочно, да еще и спасибо сказать.
Одним словом, кардинальное, коренное решение проблемы сиротства — в ликвидации условий его возникновения и в создании условий для его, так сказать, рассасывания самим народом. Конечно, это идеал, хотя, замечу, в Японии он достигнут, там нет детских домов вообще.
Что же касается реальности, то надо создать все условия для помощи народу в деле опекунства, попечительства, усыновления. Еще раз повторю — эти нравственные поступки идут на спад, все больше фактов обратного свойства, у нас появился постоянный термин «жители», им обозначают детей, брошенных матерями и живущих при больницах, потому что детдома и дома ребенка переполнены. Правда, это касается других областей России. С другой стороны, нам необходим истинно партийный поворот к сиротству. Кадры — послать коммунистов. Жулье в детдомах — выжечь каленым железом, беспощадно отдавать под суд, лишать педагогического диплома.
Увы, не Москва, а Узбекистан подает нам наилучший пример новой заинтересованности. Там каждый член Бюро ЦК компартии шефствует лично над конкретными детдомами и интернатами. Конечно, там детские дела — в криминальном состоянии, смертность превышает все мыслимые пределы, но вот в этом частном деле они поворачивают дело решительнее и быстрее благодаря персональному участию в нем самых первых лиц республики. Хорошо бы такое же в Москве и Московской области! В нашей записке есть такое предложение.
Что касается усилий Детского фонда, даже предложенное в записке оценивается в 12-13 миллионов. Однако, мы предлагаем еще ряд идей, которые прежде всего помогут решению сиротской проблемы в Москве и области.
Предлагаем дополнительно:
· создать эталонный медико-генетический центр Детского фонда в Москве — освободить регион от нарастающего числа детей с измененной генетикой, заведомых инвалидов;
· построить в Москве Детскую академию искусств, каждый факультет которой — по родам искусств — создал бы за свои средства и организовал там работу тот или иной творческий союз;
· организовать Театр детского фонда — еще один детский театр в Москве, а их так мало! — под руководством замечательного драматурга В.С.Розова. Просим Моссовет передать нам для этого здание на Волхонке, 13;
· создать Центр здоровья Детского фонда на базе детской больницы в Тушино, построенной на средства коммунистического субботника, имея в виду, что в последующем Фонд разовьет этот центр и сделает его союзным центром профилированного назначения, где в первую очередь будут лечиться детдомовцы Москвы, области, дети, находящиеся в опеке и попечительстве. Принадлежать такой центр мог бы Фонду и Минздраву Союза;
· создать научно-реабилитационный Институт психоневрологии Детского фонда и Минздрава СССР на базе центра профессора Семеновой (больница № 18). Центр, помогающий детям с врожденными церебральными параличами, давно нуждается в научном подкреплении, ведь таких беспомощных детей сейчас рождается 4 на 1000, а у нас в стране 5 млн. родов ежегодно, вот и посчитайте. В целом же в стране нужно строить по регионам подобные центры, используя метод организации Федорова и Илизарова, и Фонд готов вкладывать средства;
· построить в Москве гостиницу Детского фонда.
Не надо думать при этом, что у нас слишком тугой кошелек. Обращаясь к руководителям Москвы и Московской области, хочу как раз воззвать к вашей помощи, товарищи. Мы готовы вложить и души, и средства, но ведь эти средства еще надо собрать, а души — соединить. Пока же мы не ощутили доброй опеки и попечительства Моссовета и Мособлисполкома применительно к идеям, замыслам, да и жизненным интересам Фонда. Но без взаимности нам не обойтись.
В завершение хочу поведать вам о старой москвичке Ренате Викторовне Кутузовой, которая, желая помочь детству, принесла в банк последнюю свою ценность — золотой нательный крестик. Сколько же мытарили ее финансовые бюрократы, пока ей удалось реализовать свою доброту.
В чем-то, уважаемые товарищи, эта старушка, сама того не ведя, становится символом нашего Фонда. Народ готов принести свою доброту, но вот беда — она вроде и приемлема на словах, да не всегда, с оговорками, с перерывом на обед и с длиннющими очередями к начальству.
Если это так и будет, не сдвинуть нам никакими самыми благими постановлениями, тяжкой телеги сиротства, которое, увы, не убывает, а прирастает своим числом и весом.
Комментариев: 0
Оставить комментарий