22 048 971 118 ₽
Иконка мобильного меню Иконка крестик
1 июня – Международный день защиты детей
1 июня – Международный день защиты детей
Помогите детям-сиротам, детям-инвалидам и детям из малообеспеченных семей познакомиться с культурой по ежегодной программе «1 июня - Международный день защиты детей».
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»

Благодаря этой программе малоимущие семьи могут отвезти своего ребенка-инвалида на лечение, чтобы избавить его от серьезной болезни или хотя бы облегчить ее течение.

Начеку!
Начеку!
С февраля 2022 г. по август 2023 г. в результате боевых действий, в том числе от мин было убито 549 детей. В результате боевых действий ранено 1166 детей. Российским детским фоном создана программа, которая будет обучать детей рискам, исходящим от боеприпасов взрывного действия.
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Кому помочь
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Статьи

МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ

Дата новости 05.02.1989
Количество просмотров 766
Автор статьи Альберт Лиханов «Молодая гвардия»
Да, вся наша жизнь между двумя этими полюсами — добром и злом. Помните простенький опыт с магнитом и железными опилками — их тянет то к плюсу, то к минусу, и в этой притягательной власти заключен важнейший закон физики. Может быть, ему подобен и важнейший закон жизни — вечная борьба между плюсом и минусом, добром и злом, перемена влияния то одного, то другого, что и составляет загадочную тайну бытия, в которой так часто несовпадаемы и неточны задачи и ответы...
Вот рождается человек, и сам этот акт, казалось бы, однозначно добродетелен — так было всегда, во все стародавние времена, так завещано самой природой не только существу мыслящему, но и кошке или собаке, — посмотрите, как вылизывают они своих детенышей — по-человечески? — коли дитя отнято у них, страдают, припомните хотя бы Есенина: «...покатились глаза собачьи».
Но вот существо мыслящее бросает дитя свое в мусорный бак. Не желает дать грудь свою, чтобы кормить молоком. Отказывается еще в роддоме от частицы плоти своей.
Иные живут так, что детей их надо спешно спасать от родненьких мам и пап, оберегать, ровно от злобных собак. Другие же и слезу обронят, и детишек своих вобьют в истерику от беспредельной к себе жалости, но сердцем жестоки, ибо впереди всех долгов, которые подкидывает жизнь, у этих, с позволения сказать, родителей всегда самый первый долг не перед другим, хотя бы и дитем кровным, а перед собой — своими слабостями, своими желаниями, своими страстями, неуступчивыми, словно каменные сфинксы.
Я не хочу здесь судить, порицать, отвергать — не это моя цель, как, впрочем, и не мое это право. В многоликом разнообразии людских бед и пороков я оправдываю лишь несколько неотвратимо горестных положений, по которым дитя может быть отдано под защиту государства, — все остальное должно обрести праведный исход. Но искомое, желанное — не всегда реальное.
В реальности же дети, как и взрослые, мечутся между добром и злом.
В жизни много, слишком много детей безвинно искупают вину родивших их.
В народе эти дети называются одинокими, и перед ними распахиваются двери домов ребенка, детских домов, специальных школ-интернатов.
Порой это двери блага и спасения. Но порой это двери Дантова ада, чистилища, после которого жизнь никак не ладится, не строится, не крепнет (увы, такова горестная правда!), и существование вчерашнего ребенка, опаленное бедой и одиночеством, так никогда и не воспаряет в выси настоящей человечности, подлинной доброты, истинной любви. Разве мало их, людей без надежды и веры, переходит одиноко поле жизни, к краю его, к последней черте в этот самый миг? Разве не много их, утративших цель, не верящих, что они нужны кому-то, что сама жизнь их, высший дар природы, имеет хоть малую ценность?..
Почти всякая правда горька. По крайней мере, с привкусом горечи. Правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежно, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды.
И здесь первое право — учителю, воспитателю, тому, кто имеет силы и решимость исправить не пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь.
Много ли таких? Оглянемся вокруг...
Увы — пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там яркий огонек.
Искорки эти превратить в костры, темную пустошь — в светлую площадь тепла и душевности — вот высшая общественная цель.
Но кто он, спасатель, а не просто присутствующий при беде?
Какая душа у него, каковы его человеческие, личностные возможности? Каков разрыв в нем между словами и улыбками и тем, что на душе? Не жестокость ли там, не равнодушие ли, не корысть ли — ведь одинокий ребенок, тронутый бедой, не знает, что есть истина, как выглядит правда.
Вот справедливость — ее он знает и чувствует, нутром чувствует, человеческой своей сутью. Несправедливость различает с маху, и ничем потом не уговоришь, никакими посулами не отворотишь жестокий взгляд детской правды.
И все же взрослому, избравшему право быть с детской бедой, — ему вручается право верховного судьи и адвоката, спасителя и губителя, любимца и ненавистника. Дети не жалуются на взрослых, они еще не обучены этому. Эту «школу» проходят во времени и пространстве, подталкиваемые неправдой. Изначально ребенок не знает такой меры отношений.
Высший взрослый грех — воспользоваться таким незнанием. Высший грех воспитателя — воспользоваться правом взрослого на истину в последней инстанции. Высший человеческий грех — выносить приговор беззащитной личности ребенка, лишая его права на будущее.
Этот двухтомник назван «Теплый дом». Теплый детский дом, дом ребенка, интернат, увы, не всегда данность; чаще это искомая истина, цель. Двухтомник вобрал в себя художественные сочинения разных десятилетий, став как бы литературной историей детских бед. Издательство адресует его тем, кто работает в домах, предназначенных быть теплыми, но и не только им. Всякий, кто сострадает одинокому детству, кто болеет болями народных бед и способен разделить не одни лишь празднества Отечества своего, но и его не разрешенные пока печали, — ему адресованы два этих тома, с надеждой и верой, что беды наши разгребать надобно не одним лишь профессионалам, не тем только, кто получает зарплату за свое дело.
Детские беды, в том-то вся и сложность, не подзарплатная забота, это не технические, не индустриальные проблемы, где на каждый вложенный рубль мы можем требовать результативной отдачи и совершенства, тут требуются от всего нашего общества куда более значимые вложения, среди которых — самоотверженность и неэгоизм, стыд и совесть, любовь и надежность, неравнодушие и подлинная человечность не только людей, но и экономики, политики, власти.
На весах времени взвешивает жизнь милосердие и жестокость, боль и бесстыдство. И человеком по праву зовется лишь тот, кто добр не только к своим, но ко всем, чья любовь бескорыстна, а поступок не мним.
Если поверять себя такой правдой, то мы, пожалуй, сможем спасти наше детство.
Надо устыдиться, встрепенуться, искупить грехи и совершить поступок.
Комментариев: 0
Оставить комментарий