22 048 971 118 ₽
Иконка мобильного меню Иконка крестик
1 июня – Международный день защиты детей
1 июня – Международный день защиты детей
Помогите детям-сиротам, детям-инвалидам и детям из малообеспеченных семей познакомиться с культурой по ежегодной программе «1 июня - Международный день защиты детей».
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»

Благодаря этой программе малоимущие семьи могут отвезти своего ребенка-инвалида на лечение, чтобы избавить его от серьезной болезни или хотя бы облегчить ее течение.

Начеку!
Начеку!
С февраля 2022 г. по август 2023 г. в результате боевых действий, в том числе от мин было убито 549 детей. В результате боевых действий ранено 1166 детей. Российским детским фоном создана программа, которая будет обучать детей рискам, исходящим от боеприпасов взрывного действия.
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Кому помочь
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Статьи

ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ

Дата новости 21.11.1995
Количество просмотров 696
Автор статьи Альберт Лиханов
Уважаемые коллеги!
В противоречивом обществе, где мы оказались и которое, кажется, насмерть разрываемо полярно противостоящими силами, есть все же общий знаменатель, соединяющий противоположности. Этот знаменатель — знак беды. Знак этот — вырождение нации. Этот знаменатель — скоротечность человеческой жизни и нежелание рожать. Этот знак — ухудшающееся положение детей. Одни силы это оплакивают, другие — объясняют, но в целом наше общество — и я имею в виду всю его целостность — и президента, и правительство, и ведомства, и партии, и весь народ — не осознало по-настоящему подкатившей беды, не испугалось полной мерой, не шагнуло по-настоящему от фиксации фактов к делу, к помощи, к национальному самоспасению.
Но речь идет именно о спасении. И пора возопить: «Отечество в опасности!»
Отечество в опасности — потому что только за 1994 год число покинутых детей приросло в России на 101,3 тысячи и всего их — 542 тысячи.
Отечество в опасности, потому что на Россию накатывает — уже накатила — новая волна детского туберкулеза, по сравнению с 1989 годом заболеваемость возросла в 1,6 раза, это особо касается детей малых (или коренных) национальностей, например, карелов и бурятов.
Отечество в опасности, потому что дети становятся жертвами агрессии, в том числе, сексуальной. По данным МВД в 1994 году таких жертв 26,7 тыс., а по специальным расчетам Института детства Детского фонда — не меньше 60 тысяч. Растет число детских самоубийств — и это уже свидетельство полной безысходности.
Отечество в опасности, потому что в Москве, к примеру, есть дети-бомжи, оставшиеся без крыши над головой, ибо, согласно законам, сейчас с опозданием исправленным, их родители-алкаши продали жилье, и никто из чиновников не противился и не защитил прав ребенка. В 1994 году таких ребят исчислено 104, за восемь месяцев 1995 — уже 84.
Отечество в опасности, потому что дети бегут из дома, как правило, по причине жестокого обращения или невнимания к ним в семье — таких бегунов отловлено 57,2 тысячи в 94 году.
Отечество в опасности, потому что дети в огромном множестве потеряли массу тела — от 30—50% от нормы, — а это значит, что они недоедают и, выходит, физически слабы и не готовы к обычной учебе.
Параметры национального бедствия — бесчисленны, ряд негативных ситуаций можно продолжать бесконечно. Но что толку? Они будут прибавляться и дальше, и все новые, самые неожиданные беды станут поджидать наш мир на темных перекрестках, пока детство — как, впрочем, и старость — не будут объявлены социальными приоритетами государства и общества. Впрочем, объявить — это полдела. Объявлена же у нас президентская программа «Дети России», да финансируется как попало, не зря, кажется, депутаты Госдумы занялись поиском денег, выделенных на нее, но так к детям и не пришедших.
В госструктуре есть несколько министерств и ведомств, как бы ведущих детство. Минздравмедпром — владелец домов ребенка, где живут сироты до трех лет; после трех они попадают и систему Минобразования, если не инвалиды. Инвалидов ведет Минсоцзащиты, но интернаты для глухих и слепых детей — у Минобразования. Теперь полнились у нас дети-беженцы, а это еще одно ведомство — Федеральная миграционная служба. Все сложилось и складывается годами, и самое опасное здесь — ломать старое прежде, чем создано и опробировано новое. Ну, к примеру, ходят слухи о слиянии детдомов с домами ребенка, где живут младенцы. В принципе, в теории, так сказать, верное в российском нашем разливе такое воссоединение обязательно обернется непредсказуемой сегодня бедой, о чем я особо хочу предупредить госструктуры. Так вот, несчастье людское, — и детское тоже, — имеет обыкновение образовываться как бы концентрическими кругами.
В общем детском мире есть круги сиротские, а в них еще и инвалидные. Все инвалидные концентрации, как правило, совпадают с тяготами неполных и, таким образом, бедных семей. И каждая из этих бед — целый ареал проблем, тупиков организационного, материального, нравственного свойства, когда затронуты интересы сотен тысяч и миллионов детей и взрослых.
Я и раньше это говорил и писал, и сейчас повторю: нужны особые, если хотите, надведомственные усилия в пользу особо страдающего детства. У каждого министерства есть много текущих — и глобальнейших забот, и так получается, что из десятилетия в десятилетие, из режима в режим страдающее детство по-прежнему остается на задворках государственных интересов.
Я бы предложил создать при премьер-министре особый комитет по детским бедам: четыре-пять министров, два-три представителя общества. Задача: выделить из океана детских бед всего лишь три-пять, но довести их до конца, опираясь на возможность премьер-министра, выделить особые, дополнительные, если хотите, чрезвычайные средства на реализацию программ — до их видимого, зримого, ощутимого конца. При этом можно выбрать из программы «Дети России» самые больные, самые кричащие узлы.
К примеру, в короткий, зримый срок можно — и нужно — реализовать программу «Глухие дети», которую начал и делает Российский детский фонд. Всего в стране 200 тысяч глухих детей, около шести тысяч уже получили слуховые аппараты. Детей, у которых руки, ноги на месте, сохранен интеллект, надо безотлагательно вытащить из их бедственных резерваций в общий мир, оделить их всеми радостями жизни.
«Слепые дети» — еще одна экстраординарная программа. Из 13 тысяч ребят, живущих в специнтернатах, примерно одна тысяча нуждается в сложных операциях, — разве это проблема для такого государства, как наше!
Из более тяжких и ресурсоемких, я бы назвал проблему детской онкологии — а в стране медленно, но неуклонно нарастает детский рак щитовидной железы, как следствие Чернобыля, — и проблему детского туберкулеза. Речь идет, в первом случае, о развитии числа больничных мест для онкобольных, системе ранней диагностики, а во втором — о всеобщем, массовом обследовании детей. В стране работает Институт туберкулеза АМН, — но в каком же он жалком состоянии, в том числе, его детское отделение! Ну неужели же среди триллионных налоговых сверхприбылей, которые получило нынче правительство, не найдется десятка миллиардов, чтобы приготовиться к наступлению туберкулеза, болезни социальной, сопутствующей голоду — в нашем случае, детскому голоду?
Я упоминал такую проблему, как надругательство над детьми, попрание их прав, в том числе, имущественных. Интересы детей очень часто некому защитить. Вот почему, на мой взгляд, в России надо учредить новую должность — Верховного комиссара по защите прав ребенка и соответствующую структуру, требование которой по каждому делу должны безотлагательно исполнять прокуратура, суд, все государственные и гражданские органы.
Такие структуры есть во многих странах ми ра, как существует и система специализированных семейных судов, так называемая ювенильная юстиция. Детский фонд давно добивается создания такого рода судебных органов, понятие это закреплено в правовых актах России, но дальше дело не идет. А ведь Семейный кодекс федерации предполагает, к примеру, судебную процедуру усыновления — общие суды, при их перегрузке, не способны будут даже вникнуть в каждое дело, и явится нам новая система штамповок, недоразумений и злоупотреблений. Семейный суд рассматривает также все конфликты по расторжению брака, взысканию алиментов, разделу имущества, и — увы! — детей, лишение родительских прав и восстановление их — согласитесь, обвальный, нескончаемый объем разбирательств и решений, требующих не работы впопыхах, но глубины и справедливости.
На мой взгляд, Комитет при премьере мог бы принять на себя инициацию поправок к Конституции и главнейшим законам, которые должны получать, зеленую улицу в Думе.
К примеру, в Жилищном кодексе не предусмотрено предоставление бесплатного жилья выпускникам детских домов, — которых не отобрали у никудышных родителей, а их просто подкинули или от них отказались, ибо статья 37 этого Кодекса предполагает предоставление выпускникам-детдомовцам только их прежнего жилья. А если этого жилья вообще не было?
В трудовом праве выпускникам детдомов должно быть гарантировано право на труд, ибо именно эти дети оказываются безработными в первую очередь. Для защиты этого права надо законодательно гарантировать специальные квоты рабочих мест на предприятиях и в организациях различных форм собственности с предоставлением работодателям налоговых льгот. Что же касается основною закона — Конституции, то в ней необходимо восстановить право граждан на бесплатное среднее полное и специальное образование (статья 43), на бесплатное квалифицированное медицинское обслуживание детей-сирот, детей в приемных и многодетных семьях и семейных детских домах. При этом нужны не декларации, а гарантии.
Боль особого свойства — дети Чечни. Наш Фонд взял под свой патронаж ребятишек, простреленных снайперами, попавших под осколочный град, обожженных, опаленных войной, а сейчас оказавшихся в московских клиниках — что, конечно, лишь малая часть беды. Едва подлечившись, ребятишки эти — точнее, их родители, если они живы, — вновь должны стоять в очередях и стучаться в разные двери: то путевку нужно, то деньги на билет, и ни у кого нет крыши над головой. Однако, кроме этих ребятишек, тяжело искалеченных необъявленной войной, тысячи и десятки тысяч просто эвакуированы и разбросаны по всей стране. Такие дети вроде благополучно спасены. Но это обманчивое впечатление. Каждый ребенок, оказавшийся под огнем, должен пройти психологическую реабилитацию, и для этой цели мы предлагаем Минсоцзащите, Минобразованию, Федеральной миграционной службе совместными усилиями реорганизовать АО «Реабилитационный детский центр» в Подмосковье, учредителями которого сегодня являются Госкомимущество и МАДФ. В этот центр надо, конечно, что-то вложить, но в целом он есть и действует, главное сейчас отработать технологию приема и восстановление таких детей.
Мне могут сказать — и говорят — нет денег. Но денег полно — посмотрите, одна платная минута предвыборной кампании стоит 25 тысяч долларов! Миллиарды будут вгроханы в борьбу за власть — и эти траты абсолютно безнравственны. Деньги надо вкладывать не в рекламу, а в детей — и только это может быть истинным доказательством для дерущихся за власть, что они этой власти достойны.
Комментариев: 0
Оставить комментарий