22 048 971 118 ₽
Иконка мобильного меню Иконка крестик
1 июня – Международный день защиты детей
1 июня – Международный день защиты детей
Помогите детям-сиротам, детям-инвалидам и детям из малообеспеченных семей познакомиться с культурой по ежегодной программе «1 июня - Международный день защиты детей».
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»
Дорога к здоровью: помогите программе «Мили доброты»

Благодаря этой программе малоимущие семьи могут отвезти своего ребенка-инвалида на лечение, чтобы избавить его от серьезной болезни или хотя бы облегчить ее течение.

Начеку!
Начеку!
С февраля 2022 г. по август 2023 г. в результате боевых действий, в том числе от мин было убито 549 детей. В результате боевых действий ранено 1166 детей. Российским детским фоном создана программа, которая будет обучать детей рискам, исходящим от боеприпасов взрывного действия.
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Кому помочь
Помощь программе

Российский детский фонд продолжает собирать гуманитарную помощь для эвакуированных детей из Донецкой и Луганской народных республик и детям на территориях этих республик в зонах боевых действий.

Программа
Человеческие ресурсы
Нужны волонтеры:
  • водители
  • фасовщики
  • грузчики
  • медики
  • менеджеры
Материальная помощь
Необходимые вещи:
  • дизельные генераторы от 3 квт
  • тепловые пушки
  • батарейки АА
  • батарейки ААА
  • газовые обогреватели
  • газовые балончики к обогревателям
  • спальники зимние влагозащитные
Статьи

В ЗАЩИТУ МАЛОЛЕТНИХ УЗНИКОВ ФАШИСТСКИХ КОНЦЛАГЕРЕЙ

Дата новости 02.04.1988
Количество просмотров 1030
Автор статьи Альберт Лиханов
Уважаемый Николай Иванович!
Происходящие в стране революционные перемены, последовательно утверждаемые принципы исторической, социальной справедливости позволяют сегодня ставить и решать жизненно важные для многих категорий советских людей вопросы.
В проявлении особой заботы и внимания общества, на наш взгляд, нуждаются бывшие малолетние узники фашистских концлагерей. В силу существовавших до недавнего времени предрассудков, откровенной предубежденности и явного непонимания героической роли и трагической участи многих членов семей советских патриотов — партизан и подпольщиков, за границами правительственных актов и указов о социальных льготах осталась эта категория советских людей.
Убеждены: новые взгляды на эту проблему, новые перестроечные моменты необходимы и здесь.
Совершенно очевидно, что, вступая в бескомпромиссную вооруженную борьбу в тылу врага, оказывая помощь партизанам, взрослые рисковали не только своей жизнью, но и жизнью своих детей. Наравне с народными мстителями делили они все тяготы, беды и лишения оккупационного периода, теряли родных и близких. Без поддержки населения, без участия в борьбе членов семей патриотов, свидетельствуют известные партизанские командиры дважды Герой Советского Союза С. А. Ковпак, А. Ф. Федоров, Герой Советского Союза М. Ф. Шмырев, Б. Е. Побанок, П. М. Машеров и другие, наша борьба была бы невозможной. Она задохнулась, захлебнулась бы уже в первые месяцы оккупации.
Совершенно очевидно, что за колючую проволоку нацистских фабрик смерти малолетние советские граждане попали исключительно и только потому, что их отцы бросили дерзкий вызов врагу, а матери этот вызов поддержали.
Не случайно, в списках политических отделов Освенцима, Майданека, Саласпилса и других концлагерей взрослые члены семей патриотов характеризовались как пособники бандитов, а их дети — как «банденкиндер», то есть дети бандитов (партизан и подпольщиков). Они полностью испытали каннибальскую политику нацизма.

Исследования показывают: из каждых десяти советских детей, брошенных в фашистские концлагеря, в живых остался один — девять погибли от голода, холода, болезней, издевательств, пыток, невыносимых условий существования. Но и оставшегося в живых одного-единственного советского ребенка гитлеровцы не оставляли в покое. Ребят отделили от матерей, переведя в другие лагеря: обсервационные (наблюдательные), штрафные, пересыльные, расово-политического отбора. Их использовали в качестве доноров: брали кровь, кожу, костный мозг. На них экспериментировали нацистские врачи-изуверы. Многих подвергали идеологической обработке, склоняли к вступлению в фашистские гренадерские батальоны, роты фольксштурма, военные спецшколы — парашютные, разведывательные. Аналогичные попытки заставить изменить родине предпринимали и представители армии США, освобождавшей некоторые города Восточной Германии, где находились партизанские дети.
Пройдя круги лагерного ада, практически все оставшиеся в живых советские партизанские дети вернулись на Родину, нашли свое место в жизни.
Учитывая все обстоятельства прошлого данной категории юных советских граждан, справедливо считать: малолетние узники фашистских лагерей — совершенно особая группа участников вооруженной борьбы с врагом, подвергшаяся чудовищным репрессиям со стороны аппарата принуждения гитлеризма, понесшая, может быть, наибольшие потери, тяжело пострадавшая физически, нравственно, морально.
Длительная экстренная ситуация, в которой находились дети за колючей проволокой (а это, в основном, период с середины 1943 г. до конца войны), самым отрицательным образом сказалась на здоровье подавляющего большинства из них, вызвала цепную реакцию заболеваний, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы, легких, почек, желудочно-кишечного тракта. Почти у всех необычайно узок порог защитных сил организма. Медицинское обследование, проведенное при освобождении 180 оставшихся в живых малолетних узников Освенцима (лагерный «стаж» — от 3 до 6 месяцев), показало: 72 ребенка больны легочно-железистым туберкулезом, 49 — алиментарной дистрофией, 41 ребенок имеет обморожения.
В своих оценках и выводах специалисты единодушны: среди бывших узников фашистских фабрик смерти, тем более детей, нет и не может быть людей здоровых. Они нуждаются в дальнейшем улучшении медицинского обслуживания, регулярном санаторно-курортном лечении, бесплатном обеспечении лекарственными препаратами.
Положение усугубляется тем, что у многих бывших малолетних узников наблюдаются нарушения эмоциональной и психической сфер. Подчас они довольно серьезны. По мнению известного советского врача-психиатра С. В. Матыциной, «давняя травма до сих пор влияет на социальную адаптацию, делает этих людей легкоранимыми во многих жизненных ситуациях. Необходимо окружить их повышенным вниманием, предоставить возможность улучшить условия труда, быта и медицинской помощи».
Вопросов, которые ждут своего решения, немало.
Один из них — о льготном выходе на пенсию. Вот что пишут по этому поводу проживающие в Киеве бывшие малолетние узники Освенцима М. М. Гришанова-Телятникова (1935 г. р., номер татуировки 65310), 3. Г. Соловьева-Репина (1938 г. р., номер татуировки 65970), Р. А. Филипенко-Мусненко (1937 г. р., номер татуировки 61839): «Неудовлетворительное физическое состояние, плохое самочувствие, частые болезни делают весьма проблематичным дальнейшее активное участие некоторых из нас в общественно полезном труде, по крайней мере, по полученным когда-то производственным профессиям: станочников, слесарей-сборщиков, монтажников, телефонистов, швей и т.п. Между тем до оформления пенсии по возрасту остается еще ряд лет. Как же, спрашивается, быть? Так называемые легкие работы на местах чрезвычайно дефицитны. Оформление группы инвалидности — дело почти неосуществимое из-за разных бюрократических рогаток, проволочек и препон. Да и размер пенсии таков, что на него даже одинокому человеку в условиях большого города не прожить. А у нас семьи. Вот почему просим: в случае невозможности продолжения нормальной трудовой деятельности по состоянию здоровья предоставлять нам, бывшим узникам фашистских концлагерей, право льготного выхода на пенсии: женщинам — по достижении 50-летнего возраста, мужчинам — по достижении 55-летнего возраста. Силы, поверьте, тают на глазах!»
Вносятся также предложения о предоставлении бывшим малолетним узникам определенных льгот и преимуществ при решении жилищных вопросов, установлении квартирных телефонов, организации медицинского, торгового и коммунально-бытового обслуживания. При этом делаются ссылки на зарубежный опыт, на имеющиеся аналоги в ГДР, ПНР, ЧССР, Франции.
Принципиальным, на наш взгляд, является вопрос о юридическом статусе бывших малолетних узников, о приравнивании их в получении льгот и преимуществ к участникам, а в отдельных случаях — к инвалидам Великой Отечественной войны. Так думают многие. А лечивший освобожденных из фашистской неволи детей доктор медицинских наук, профессор М. Я. Полунов прямо указывает: «Мое мнение как врача и участника войны однозначно — бывшие узники детских концлагерей должны быть уравнены в правах с инвалидами войны».
Немаловажен и международный аспект проблемы.
Советский Союз пытаются упрекать чуть ли не в пренебрежении интересами и нуждами жертв нацизма, в невнимании к ним. Говорят о слабой, очень общей и очень приблизительной изученности вопросов, связанных с заключением наших детей за колючую проволоку. Пишут о низком уровне социальной защищенности тех, кто хотя и выжил в концлагерях, но потерял там силы и здоровье, стал, по сути, инвалидом. Отмечают также, что в СССР нет ни одной специализированной организации, которая бы занималась бывшими малолетними узниками. Все это, безусловно, можно опровергать и оспаривать. Но лучшей аргументацией должны стать историческая, социальная реабилитация бывших малолетних узников, усиление заботы о них социалистического государства.
К сожалению, сегодня мы не можем назвать точное количество бывших малолетних узников, проживающих у нас в стране. Его лишь надлежит выяснить. Ориентируемся на неофициальные, предварительные, оценочные данные — около 3 тысяч человек. Эта небольшая, на первый взгляд, цифра красноречиво свидетельствует об огромных потерях среди советских детей, попавших за колючую проволоку. Нельзя не видеть и другое. Смертность среди бывших малолетних узников в несколько раз выше, чем среди большинства их сверстников (не узников).
Последнее имеет особый, практический смысл. Поскольку основная группа живых узников — люди в возрасте 50—58 лет, можно сделать неутешительный вывод. Если не позаботиться о юных жертвах нацистского разбоя сегодня, через несколько лет заботиться будет не о ком.
Откладывать проблему больше некуда и нельзя.
Встречи с малолетними жертвами фашизма, состоявшиеся в Детском фонде, показали, что документальные подтверждения своего пребывания в фашистских концентрационных и других репрессивных лагерях каждый бывший узник может представить самостоятельно. Соответствующие материалы имеются в стране и за рубежом. Это, в частности, — списки репатриированных в конце и после войны малолетних узников (ЦГАОР СССР), списки воспитанников интернатных учреждений наркомпросов СССР и союзных республик (школьный возраст), списки воспитанников интернатных учреждений наркомздравов СССР и союзных республик (дошкольный возраст), учетные карточки отдела устройства исполкома СОКК и КП СССР, книги движения воспитанников детских домов-интернатов в республиках, краях и областях, документы архивов международных антифашистских организаций, а также архивов музеев ряда бывших концлагерей, в том числе крупнейшего из них — Освенцима.
В связи с изложенным Советский детский фонд имени В. И. Ленина вносит предложения:
— распространить на бывших малолетних узников фашистских лагерей материальные и социальные льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны;
— рассмотреть возможность снижения пенсионного возраста для бывших малолетних узников концлагерей;
— образовать совместно с исполкомом Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Советским комитетом ветеранов войны, Главным архивным управлением при Совете Министров СССР, Министерством обороны СССР, Министерством здравоохранения СССР, Министерством юстиции СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС Комиссию по делам бывших малолетних узников фашистских концлагерей, наделив ее всеми полномочиями органов социального обеспечения при решении вопросов о предоставлении соответствующих материальных и социальных льгот бывшим малолетним узникам концлагерей, с выдачей на основании представленных документов удостоверения общесоюзного значения;
— наградить бывших малолетних узников фашистских концлагерей медалью «За Победу над Германией».
Считать целесообразным образовать при Советском детском фонде имени В. И. Ленина Союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей и его отделения в местах наиболее концентрированного проживания данной категории советских граждан.
Полагаем, что решение этих вопросов может стать одним из гуманных актов подготовки к празднованию 45-летия победы советского народа над гитлеровским фашизмом.
Комментариев: 0
Оставить комментарий