По данным Росстата количество новорожденных в России в 2024 году сократилось на 3,4% по сравнению с 2023 годом. И девушек, способных забеременеть без проблем, у нас с каждым годом становится все меньше. Что тому причиной? Об этом размышляет руководитель отделения гинекологии детского и юношеского возраста ФГУ «НЦ АГиП Росмедтехнологий», доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук Елена УВАРОВА.
— Елена Витальевна, что говорит наука о состоянии здоровья российских девочек-подростков?
— К сожалению, похвастать нам нечем. Девочки-подростки в развитых странах — самый здоровый контингент. А у нас на сегодняшний день 80 процентов выпускниц школ имеют одно или даже несколько хронических заболеваний, хотя в первый класс 80 процентов приходят здоровыми. Около 15 процентов девочек в возрасте от 10 до 18 лет имеют гинекологические заболевания, следствием которых в большинстве случаев становится бесплодие или неудачные беременности. Среди этих заболеваний на первом месте нарушения менструального цикла (маточные кровотечения, задержки или полное отсутствие месячных). В последние десятилетия распространенность их выросла в несколько раз. На втором месте в структуре подобных заболеваний у подростков — воспалительные болезни половых органов.
— В чем причина такого тотального нездоровья?
— Исследования показали, что 50 процентов нашего здоровья определяется образом жизни, 20 процентов — генетикой, 20 процентов — состоянием окружающей среды и только 10 процентов — медициной. Стало быть, несмотря на то, что экология, обилие пластмасс вокруг нас приводят к извращению клеточных процессов, случайным мутациям, ферментативным дефектам уже на стадии формирования плода в материнской утробе, причины болезней прежде всего — в образе жизни. И тут у нас серьезные проблемы. Доказано, например, что 98% причин маточного кровотечения у девочек-подростков вызывает стресс дома и в школе.
— На какие риски для здоровья подростков, связанные с их образом жизни, вы хотели бы обратить внимание в первую очередь?
— С моей точки зрения, негативную роль играет пристрастие девочек и мальчиков к различным «вкусным» энергетическим напиткам и фастфуду. Оно возникает зачатую не без влияния родителей. Как часто родители, чтобы якобы поощрить своего ребенка, предлагают эти «модные деликатесы»! Нельзя не упомянуть и о негативном влиянии современной техники — зависимости подростков от всевозможных гаджетов и сидении по ночам в интернете.
А теперь — о вещах куда более опасных. В ходе исследования репродуктивного здоровья молодежи, проведённого в Москве профессором Виктором Радзинским и его коллегами, обозначился среднестатистический портрет современного подростка, в котором есть, например, такие штрихи: начало курения в 10 лет, употребление алкоголя — в 11 лет, наркотиков — в 12-13 лет, сексуальный дебют — в 14-15 лет, аборт — в 16-17 лет. Вредные привычки бьют по неокрепшему организму подростка куда сильнее, чем по взрослому. К примеру, у девочек-подростков алкоголизм формируется не за три года, как у взрослых, а за один год. Для этого достаточно пить всего лишь по литру пива в день. Постоянно пьющие девушки-подростки неразборчивы в сексуальных контактах, чаще подхватывают инфекции, отсюда — нежеланные беременности, аборты; им чаще грозят преждевременные роды, рождение больных детей и бесплодие… Что касается табака, то если девочка выкуривает более пяти сигарет в день, то она, по статистике, живет на восемь лет меньше некурящих сверстниц, через пять лет курения в ее организме происходят изменения, сопоставимые с удалением яичника. Когда начинаешь убеждать «живущих на полную катушку» девочек, что курить вредно, они тебя чаще всего не слышат: им хочется выглядеть такими же раскрепощенными, как звезды на фотографиях в глянцевых журналах.
— И, вероятно, столь же эффектными, изящными и стройными…
— Да. Но мода на худобу калечит! Одна пятнадцатилетняя наша пациентка похудела всего на четыре килограмма, но этого хватило, чтобы перейти физиологический порог — у нее прекратились месячные. Восстановить утраченные функции врачам и психологам удалось только после пяти лет работы.
И школа, и средства массовой информации, и общественность, на мой взгляд, должны учить подростков соблюдать золотую середину поведения, сохраняя индивидуальность. Убеждать, что, например, пирсинг во всевозможных местах, спущенная до ягодиц талия на юбках и брюках, голые животы и поясница — это отнюдь не проявление собственного «я», а слепое подражание толпе, приверженность моде, пришедшей из южных стран, где у неё меньше шансов навредить здоровью. Каждый раз, когда вижу девочку с оголенной талией, стараюсь объяснить ей, что органы, которые отвечают за функцию почек и половые органы, располагаются как раз в поясничной зоне, которую они держат на нашем холоде открытой. И её переохлаждение негативно сказывается на здоровье. А сколько у нас любительниц мини-юбок в разгар осени или зимы! Девушка, желающая таким образом выглядеть суперсексуальной, не подозревает, что одна прогулка по морозу может навсегда лишить ее способности иметь детей…
— В чем причины ранней сексуальности наших подростков?
— Когда девочка пытается раньше времени освоить азы взрослой жизни, она, как правило, выбирает в доказательство своей взрослости сексуальные отношения. Ранняя сексуальность, с точки зрения сексологов и психологов, это и попытка найти тепло в отношениях, которого не хватает ни дома, ни в школе. Девочка идет на интимную близость в надежде на любовь и понимание, одновременно таким образом стремясь доказать себе и окружающим свою привлекательность и востребованность. Ранняя сексуальность — это и результат воздействия СМИ, в особенности, телевидения. Сегодня с экранов телевизоров, со страниц журналов и газет, из Интернета и радиоприемников выливается огромный объем информации эротического характера. Ребята смотрят фильмы и клипы, заполненные эротическими, но чаще порнографическими сценами, общаются на сайтах знакомств и читают статьи в молодежных журналах: «Как соблазнить парня или девушку», «Как провести романтическую ночь». Все это провоцирует раннее начало половой жизни. Подросток пробует испытать те же ощущения, что и персонажи популярных в молодежной среде фильмов, но, как правило, не получается. Отсюда частая смена партнеров. К девятнадцати годам в жизни среднестатистической российской девушки уже от трех до шести сексуальных партнеров. Следствие беспорядочности половой жизни, помноженной на невежество — инфекции, воспалительные процессы, нежеланные беременности и огромное количество абортов. На протяжении многих лет примерно каждый десятый аборт в России — у девочки до 19 лет, притом, что прерывание беременности наносит организму непоправимый вред. Даже у взрослых женщин более половины абортов влекут осложнения. У подростков риск намного выше. За «веселую» жизнь в детстве девушка расплачивается не только болезнями, передаваемыми половым путем, не только бесплодием, спровоцированным воспалениями, но и бесплодием, связанным с иммунными и эмоциональными нарушениями.
— И как на это, по вашему мнению, должно реагировать общество?
— Я считаю, если уж демонстрировать эротические фильмы по телевидению — то, как принято за рубежом, на платных каналах для взрослых. Но показывать так называемую порнуху на общедоступных каналах недопустимо.
Что касается демографической безопасности, то тут страна дошла до края. Совместно с социологами мы провели исследование, которое показало, что в СМИ есть всё о том, как обольстить незнакомого партнера, и почти ничего о том, как при этом сохранить здоровье. Поэтому задача общества сделать так, чтобы в прессе, на телевидении, на радио, в интернете было как можно больше информации о репродуктивном здоровье и о последствиях разрушающего его поведения, о преимуществах здорового образа жизни и путях сохранения здоровья. Родители не должны пускать медицинские осмотры своих дочерей на самотёк, относиться к этому как к чему-то необязательному, что происходит очень часто. А ведь в нашей стране действует закон об обязательном профилактическом осмотре детей, девочек в частности, в определенном возрасте — в 3 года, в 6 лет, в 12 лет, а с 14 лет — каждый год.
Аборты у нас в стране бесплатные, а роды стоят больших денег, несмотря на родовые сертификаты. Я считаю, что аборт должен быть бесплатным только по социальным показаниям. Если государственно и со знанием дела подойти к вопросам контрацепции у сексуально активных подростков (только у них, а не у всех поголовно девочек этого возраста), бесплатно обеспечивать их противозачаточными средствами, то можно надеяться на снижение числа абортов, в том числе криминальных.
И, конечно же, нужна активная позиция всех специалистов и заинтересованных лиц, объединенных идеей народосбережения, в том числе и сохранения репродуктивного здоровья подростков и молодежи.
— Как вы относитесь к идее полового воспитания в школе?
— Разумеется, сексуальное просвещение в школе необходимо. Может быть, назвать эту дисциплину нужно как-нибудь иначе — не половое воспитание, а обучение ответственности за своё здоровье. И мальчики, и девочки должны представлять, как они устроены, знать анатомию, физиологию, азы гигиены. Практика меня убеждает, что большинство девочек , к сожалению, невежественны по части своей интимной гигиены.
Несколько лет назад мы с коллегами создали интернет-сайт, который называется «Zdoroviedevochki.ru». На этом сайте действует анонимная бесплатная консультация гинеколога. Вопросы девчонок, на которые мы стараемся регулярно отвечать, шокируют! Подростки не знают, в каких случаях наступает беременность, в каком возрасте и зачем нужна контрацепция. Девочки уверены, что, как только на их пути встретится Принц, надо побыстрее заняться с ним сексом. Они считают, что ВИЧ и другие инфекции, передаваемые половым путем, нельзя «подцепить» в своем окружении, а «залететь» с первого раза нереально.
Вот что написала мне, например, одна девочка: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос: у меня в течение дня было восемь сексуальных партнеров, и я забеременела. От которого — от первого или от последнего?».
Другая пишет: «Я с двенадцати лет занимаюсь пампингом: вредно это или нет для здоровья?». Я не знала, что такое пампинг. Оказалось: берется вакуумная установка – помпа и надевается на промежность девочки и член мальчика для особо острых ощущений. Таких и им подобных вопросов огромное множество. Притом, что наш сайт даже на некоторых порнографических сайтах отмечен как объективный и корректный с точки зрения образования в сфере репродуктивного здоровья детей и подростков.
С девочками, подобными этим, разговор, скорее всего, должен быть уже не в стенах школы, а в центрах планирования семьи, которые со временем будут называться Центрами ответственного родительства. В школах же просвещение, особенно половое, должно быть умным и деликатным.
Как-то я услышала на улице и такой разговор в группе молодежи: «Слушай, вчера сдал анализ, у меня сифон (так на молодежном жаргоне именуется сифилис). Ха-ха-ха!». А наши политики, педагоги и родители до сих пор сомневаются, нужно ли нашим детям половое воспитание. Волнуются, не навредит ли оно им. Однако факты говорят сами за себя: школьники так или иначе информацию о сексуальных отношениях из доступных источников получают. Эта информация чаще всего подается агрессивно и безграмотно, а общество потом расхлебывает последствия. По статистике большинство подростков начинает половую жизнь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда ни о каком предохранении и разборчивости в выборе партнеров речь не идет. Число ВИЧ-инфицированных молодых людей растет. Однажды ко мне на приём пришла семнадцатилетняя беременная девчонка с ВИЧ. Когда я ее спросила про презерватив, она ответила: «У нас была любовь, и презерватив был ни к чему».
— Что дает вам в этой непростой ситуации основания для оптимизма?
— Я оптимист по натуре. Много езжу по России, вижу, что у нас, несмотря ни на что, сохранились умные, честные, добросовестные врачи. Мы готовы объединить усилия в сохранении здоровья детей, и есть надежда, что хотя бы отчасти, сохраним здоровье нации. Я убеждена, что если ограничиваться лишь привычной фразой «Дети — наше будущее», мало что изменится в лучшую сторону — мы, как всегда, будем рассчитывать, что когда-нибудь дойдет дело и до них. Надо понимать, что дети — наше настоящее, и требуют активных усилий сегодня. Плохих детей и подростков нет. Есть попавшие в безысходное состояние. И мы обязаны им помочь.
Беседовал Илья МЕДОВОЙ
Личное дело
Елена Витальевна Уварова — доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, руководитель отделения гинекологии детского и юношеского возраста ФГУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова». Внештатный главный гинеколог детского и подросткового возраста Минздрава РФ. Автор 750 научных работ. Под её руководством защищены 25 кандидатских и 9 докторских диссертаций.
Главный редактор журнала «Репродуктивное здоровье детей и подростков», член редколлегии журнала «Акушерство и гинекология», президент межрегиональной общественной организации «Объединение детских и подростковых гинекологов», член президиума Европейской ассоциации детских и подростковых гинекологов (ЕВРАПАГ).
Кстати
Есть старая народная присказка: «толстый — здоровый, худой — больной».
В умах многих поколений россиян зафиксировалось, что человек здоровый — обязательно дородный, а худой — со знаком наоборот. Поэтому детей часто перекармливают, а когда хотят поощрить — дают им сладкое. Метаболический синдром, синдром ожиревших — беда многих стран, в том числе и нашей. В России около 30 процентов населения с серьезным ожирением. Метаболический синдром имеет наследственную предрасположенность: несколько поколений полных родителей порождают дальнейшую цепочку, их внуки и правнуки будут предрасположены к нарушенному обмену веществ. Излишнее отложение жира вызывает нарушения функции поджелудочной железы, которые впоследствии приводят к эндокринному бесплодию, сахарному диабету и т.д. И если у девочки в детстве начались проблемы с весом, то потом ей будет нелегко забеременеть.
В переходном возрасте подросткам часто хочется похудеть. И если они решаются ради этого на голодные диеты, это опять-таки приводит к нарушению репродуктивного здоровья. Выявить дефицит массы тела можно по такой формуле: от величины роста надо вычесть 114. Разность будет представлять минимальную величину веса. Например, у девочки с ростом 165 см минимальная масса тела может быть равной 51 кг. Меньший вес может спровоцировать нарушение менструального цикла.
В нашей стране, как и во многих цивилизованных странах, действует закон об обязательном профилактическом осмотре детей, девочек в частности, в определенном возрасте - в 3 года, в 6 лет, в 12 лет, а с 14 лет - каждый год. Ответственные родители не должны пропускать профилактические осмотры девочек, которые позволяют своевременно выявить пороки развития и фоновые заболевания, приводящие к нарушению месячных и даже последующему бесплодию.
Девочкам также не следует избегать профилактических прививок, в том числе прививки против вируса папилломы, вызывающей рак шейки матки. Опасность этих вирусов вызвана тем, что современные их виды крайне агрессивны и высокозаразны.
Досье
В 2000 году среднестатистическая москвичка начинала половую жизнь в 15,6 года. Сейчас — в 14,6. 62% опрошенных сказали, что во время первого сексуального контакта не предпринимали никаких мер, чтобы защититься от половых инфекций, ВИЧ и нежеланной беременности. И это неудивительно: например, согласно исследованиям в Санкт-Петербурге у 68% опрошенных первый половой контакт произошел либо под влиянием алкоголя или наркотиков, либо в результате насилия.
Первая беременность у девочек в возрасте 15 лет заканчивается абортом в 95,1% случаев. В среднем же в России на 1000 несовершеннолетних приходится около 10 абортов.









