Наше настоящее
А еще президент Союза общественных фондов – Международной ассоциации детских фондов. И наше обращение к нему 1 июня, в Международный день защиты детей, традиционное: многие годы «Советская Россия», рассказывая об этом событии, интересуется у своего сведущего собеседника: как дела у социума, называемого детством, и на каких аспектах его современного состояния сосредотачивает внимание Детский фонд?
– Начну все-таки с самого оперативного, что ли, для нас и в эти дни. Завершается подготовка к открытию в Москве Международного дня защиты детей.
Два слова из истории. Осенью 1949 года, через четыре года после окончания войны, собравшись в Париже на свой мировой конгресс, Всемирная демократическая федерация женщин сформулировала цель примерно так: война завершилась, но ее тяжкие последствия живы, Европа полнится сиротами, всем людям и всем государствам надо теперь взяться за детей, чтобы сделать их скорую взрослость благополучной. Один из способов понимания, как меняется жизнь детей, – ежегодный всемирный праздник в первый день лета – 1 июня. А имя ему – Международный день защиты детей. Материнское сообщество утвердило этот всемирный праздник, и начиная с 1950 года сначала Советский Союз, а теперь Россия отмечают этот день у себя без каких бы то ни было пропусков. С 1988 года праздник организует детский фонд – сначала Советский, сейчас – российский.
– Как это делается?
– Существует два параллельных вектора. Почти все, но все-таки не абсолютно, наши отделения проводят этот праздник у себя в регионах. Мы трактуем слово «праздник» многопланово. Кто-то придет в театр на бесплатный утренник, получит подарок, обед и внимание. А кто-то, кому и передвигаться трудно, – путевку на сложную операцию, билеты на перелеты самолетами для лечения, слуховой аппарат – к примеру, как это будет в нашем Ярославском отделении – или тест-полоски для больного диабетом.
– А что в Москве?
– Страна наша велика, и если во Владивостоке, на Камчатке и в Хабаровске день будет на закате и наш праздник там уже завершится, то в Москве ровно в 12 часов сразу в 22 театрах, начиная с Большого театра, начнутся благотворительные спектакли для наших детей. Нынче их 10 тысяч. Это цифра поддерживается нами многие годы. В гости мы ждем ребятишек из 26 российских регионов, а также из соседних стран: Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Узбекистана, Абхазии и Южной Осетии. Приедут ребята из Донецка и Луганска. Приглашены дети сотрудников посольств, аккредитованных в Москве, – Китая, Германии, Франции, Италии, Испании, Австрии.
Кстати, в канун нашего «дня» исполнится 30 лет с тех пор, как Совет Министров СССР разрешил – по обращению нашего фонда – международной организации «Детские деревни – Киндердорф SOS» строительство таких комплексов во всем Советском Союзе, разумеется, и в Москве. Они успешно подняли на ноги множество детей-сирот.
– Да, система детских деревень («Киндердорф SOS») хорошо зарекомендовала себя в нашей стране, ведь она успешно работает более чем в 100 странах мира. Так же, как учрежденные вами семейные детские дома (СДД), сыгравшие важную роль и достигшие серьезных итогов. Многие родители-воспитатели награждены президентом государственными наградами – 241 человек! Эти люди – нравственное золото отечества, они приняли на себя часть государственной ответственности и защитили, вырастили, выпустили в свет больше 5 тысяч российских сирот.
– Они приедут на праздник в Москву?
– Увы, нет, потому что СДД превращены в приемные семьи, а это нечто другое. Как это ни удивительно, этот истинно наш, Детского фонда, проект расцветает во многих бывших союзных республиках – например, в Белоруссии. И в Большой театр приедут дети и их названые матери оттуда. Мы хорошо знаем этих людей, наградили многих из них нашими общественными наградами с говорящим названием «Благородному родительству – благодарного детства».
– А кто еще будет среди гостей праздника?
– Каждый год я обращаюсь к президентам всех стран, которые были в прошлом республиками и кто дружественно относится к нам. В этом году по их поручениям к нам прилетят и приедут, например, дети из Кара-Калпакского детского дома и Детского дома имени А.П. Хлебушкиной из Ташкента. Это имя – Хлебушкина – легенда не только Узбекистана, но и России. Из-под Сталинграда во время ожесточенных боев она вывезла эшелон детей, оставшихся сиротами (кстати, по просьбе не только командования, но и бойцов), в теплом городе откормила и спасла ребятишек. Человек 300 из этих ребят, говорят, получая паспорт, брали ее фамилию. Создание нашего фонда, о чем мало кто знает, связано, кроме решений Совета Министров СССР и его тогдашнего Председателя Н.И. Рыжкова, еще и с указом о награждении тех людей, кто верой и правдой послужил детству. Наш фонд выступил с ходатайством, и Антонина Павловна получила звание Героя Социалистического Труда.
Среди тех, кто получил тогда орден Трудового Красного Знамени, – Асгат Галимзянов – простой казанский возчик. Он бескорыстно помогал тамошнему дому ребенка: вывозил отходы, откармливал сначала поросят, а потом бычков и доходы перечислял на счет брошенных детей. Дом ребенка был оснащен новейшим оборудованием, Татарстан установил в Казани блестящий и совершенно необыкновенный памятник этому великому человеку, которого я хорошо знал, дело Галимзянова продолжается!
– «Советская Россия» прекрасно знает о нешумной, но глубокой пахоте Российского детского фонда. С наших страниц вы не раз обращались к нашим читателям с призывом перечислить взнос на программу «Детский туберкулез». Наверное, само понятие – День защиты детей – предполагает и такого рода защиту – коллективную, народную поддержку – как раньше говорили, с миру по нитке.
– Мы бесконечно благодарны читателям «Советской России» за неравнодушие и отклик. Как правило, в ответ на каждый, даже небольшой взнос мы отправляем донору благодарственную открытку от имени фонда, во-первых, подтверждая получение взноса, а во-вторых, как бы стимулируя продолжение этой, как вы верно заметили, негромкой деятельности. У нас нет своих олигархов (говорю об этом с сожалением и приглашаю их к нам), ведь у нас отработанная программная система, структурированная организация – 74 отделения в России, и мы умеем реализовывать крупные проекты, нужные детям.
К примеру, о туберкулезе. В начале года мы более-менее радикально помогли санаторной школе-интернату длительного лечения детей в Верещагинском районе Пермского края. Учреждение муниципальное, то бишь районное. Нам удалось «обрести» 500 тысяч на разновидовую помощь, она оказалась кстати. Под столь хитроумным обозначением – «интернат длительного лечения» – действует противотуберкулезная школа, где дети живут по 8 лет. Почти во всех семьях, откуда эти дети, кто-то из взрослых уходит из жизни от ТБЦ. Дети в школе – под защитой государства. Но до какой черты? Что завтра? Совершенно белое в социальном смысле пятно. Я только что был в подобном санатории под Тюменью и узнал историю социального спасения двух братьев, родители которых – и мать, и отец – умерли, пока дети лечились в казенном заведении. Им повезло: нашлась в том же интернате и рядом с ними добрая семья, которая забрала их к себе, выучила, сначала в школе, потом в институте, да еще пробила каждому по однокомнатной квартире. Честь и хвала этим взрослым людям!
Так что туберкулез, онкология, да простая простуда – все это повод для малого человека как рухнуть, так и вознестись! Если рядом – добрая душа! Мы ищем такие души! Находим их! Звоните и приезжайте в Детский фонд, добрые люди.
А возвращаясь к Пермскому краю, хочу сообщить, что мы выявили там еще около 10 заведений, похожих на тот интернат. Конечно, они под значимой опекой государства и властей региона, но и мы намереваемся помочь им. Собираем 5 миллионов. Приглашаем присоединиться. Впрочем, как вы понимаете, дело куда масштабнее, если говорить обо всей стране.
Вот и 1 июня мы – тоже по очень давней традиции – передадим подарки детям из Московского городского центра борьбы с туберкулезом и детскому отделению Центрального научно-исследовательского института туберкулеза.
– Фонд старается соединить праздник с печалью!
– Пожалуй, мы хотим печаль хоть чуточку да развеять праздником. Придаю ему еще один важный смысл. Дети, которые приезжают к нам, не избалованы, не заласканы, часто лишены самого главного – родительской заботы. И мы, не будучи в силах изменить их судьбы, хотим хотя бы внушить, что жизнь, оказывается, бывает еще и такой – столичный театр, обед в ресторане, поездки по Москве-реке, Кремль, музей на Поклонной горе! И подарок на память. Хотим как бы сказать ребятам: не надо унывать, но надо строить свою жизнь так, чтобы быть равным со всеми!
Когда человек недомогает – ребенок тоже, в один прекрасный день надо встряхнуть градусник, которым измеряется температура жизни, и вдруг выяснится – еще не все потеряно, а жизнь удивительна. И надо стремиться к повторению того, что и можно, и нужно добиться тебе самому в твоей собственной жизни, одолев любую беду.
– Что вас порадовало в последнее время?
– Что впервые за 32 года этого праздника, который мы проводим, президент нам выделил свой грант на эту работу. А военно-историческое общество дает бесплатные автобусы для перевозки детей.
И еще меня порадовала почти детская картинка, уже после нынешних майских праздников. Я ехал домой, и вдруг, уже вдали от Москвы, – пробка. Ни пересечений, ни съездов, а машины стоят и не сигналят. И тут мы видим мужчину, который, смеясь, машет руками, выйдя из машины. А у него за спиной – по широкой подмосковной трассе – идет утка, а за ней – гуськом! – выводок утят. И все вокруг смеются!
Вот чего нам не хватает!
Люди, будьте добры! И тормозите, чтобы защитить детей! И утят, и ребят!