Служение детству — бескрайний мир
— Альберт Анатольевич, все лучшее — по-прежнему детям?
— Это с какой стороны посмотреть. С одной стороны, и детская медицина, и образование, и духовная защита детей в нашей стране по количественным показателям вроде бы от года к году растут, но, с другой, качество детской инфраструктуры оставляет желать лучшего. Абсолютно здоровых детей рождается все меньше. В прошлом году рождаемость в России упала до десятилетнего минимума. Про образование мне даже и говорить тошно. Современная школа превратилась в госкорпорацию образовательных услуг, в которой учитель — это уже не тот, цитируя Уинстона Черчиля, «чья сила влияния на формирование ребенка даже превышает значимость премьер-министра», а менеджер. Что до духовной защиты, то приведу всего один, но удручающий факт, обозначенный в одном из недавних докладов ЮНИСЕФ: 95% URL со сценами насилия над детьми производятся всего в пяти странах, в том числе и в России. Стоит ли говорить о какой-то духовной безопасности, когда сцены насилия над детьми даже поставлены на экспорт?!
— Тем не менее ваш фонд устраивает праздник...
— Праздником этот день всегда был для детей, но не для взрослых. Взрослые в этот день должны думать о недодаренном и дать старт новым деяниям во благо детей. Когда я отправляю письма российским губернаторам и президентам бывших союзных республик, всегда подчеркиваю: в Москву мы приглашаем тех, кто самостоятельно здесь вряд ли окажется. Посудите сами: сколько и какие потребуются усилия, чтобы оказаться в Большом театре мальчику из Каракалпакии! Или девочке из Ошской области. Это же касается и инвалидов из русских провинций и сирот. Когда мы привозим их в Большой театр или во МХАТ, а потом ведем в Кремль, в ресторан «Метрополь», мы тем самым не только показываем им «обратную сторону Луны», но и расширяем их мировоззрение — без помощи гаджетов и планшетов. Они видят столицу нашей страны, чувствуют ее, узнают. Если же речь о детях из бывших союзных республик, то это еще и форма так называемой народной — детской — дипломатии, которая подчас гораздо эффективнее пропаганды и политических переговоров.
— Вы и вправду думаете, что эти дети будут воспринимать усилия фонда как подарок, а не как должное? Детский патернализм ничуть не слабее патернализма взрослого, а уж у детей социально ущербных слоев вознесен до того состояния, что общество им обязано.
— Такой реакции я тоже не исключаю. И такого отношения. Но ведь знаете, что говорил на сей счет апостол Павел: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». Вот мы и отдаем по силам своим.
— А много ли отдаете?
— Ну вот подумайте сами: в этом году мы привозим в Москву около десяти тысяч детей. Каждый из них побывает в театре — причем в лучших московских театрах. Каждый отобедает в известном ресторане и получит подарок. И это не считая транспорта, проживания в отелях, логистики, безопасности, которую нам обеспечивают спецслужбы. Не считая неустанной, без выходных, работы наших сотрудников и волонтеров. Как это оценить? Сложно. Спасибо большое Военно-историческому обществу и Фонду президентских грантов, которые взяли на себя некоторые транспортные и финансовые расходы. Иначе мы бы вряд ли справились. Все же привезти в столицу десять тысяч детей — дело непростое.
— Если бы сегодня, спустя семьдесят лет, вновь собралась Международная демократическая федерация женщин, о чем бы она могла сообщить миру?
— О том, что почти миллиард человек в мире живет на 1,9 доллара в день. О том, что по причине недоедания более 160 миллионов детей планеты имеют физические отклонения. О том, что из-за отказа от вакцинации против кори только в 2017 году умерло 1,7 миллиона детей, а такие страны, как Нигерия, занимают первое место в мире по числу непривитых детей — их там 4 миллиона. Не лучше, кстати сказать, ситуация с корью и на Украине. Там не привита половина детского населения страны. 124 миллиона детей разных стран не ходят в школу, а 175 миллионов не охвачены дошкольным образованием. Вся эта печальная статистика говорит о том, что большинство проблем детства так и не решены, а в некоторых случаях даже усугубляются.
Тридцать лет назад в Нью-Йорке я вместе с тогдашним министром иностранных дел Э.А.Шеварднадзе принимал участие в Генеральной Ассамблее ООН на высшем уровне, на которой от имени СССР была подписана международная Конвенция о правах ребенка. Тогда мы полагали, что детский мир от этого станет лучше и чище. Сегодня я вижу, что даже эта международная и, безусловно, основополагающая Конвенция не смогла искоренить бедность, страдания и человеческие пороки. А следовательно, работы в деле добросердечия и благотворительности еще непочатый край.
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27986 от 1 июня 2019