Едва приземлившись, военные, которых возглавил генерал армии М.А. Моисеев и бригада Детского фонда во главе со своим лидером А.А. Лихановым, отправилась в Беслан. Горькое это имя до сих пор не устает поражать бессмысленностью и злобой взрослого террора.
Поэтому и первая, во многом символичная остановка, произошла у кладбища-мемориала в честь погибших. Генерал и писатель возложили венки: один – в честь погибших бойцов «Альфы», другой – в знак сострадания погибшим детям.
А дальше «Камазы» направились во Дворец культуры. Если была на этих встречах с детьми, которые уже знают, что такое артналет, радость, то самая скромная.
Детскому фонду хотелось хоть как-то скрасить их, увы, не прошедший страх и неуверенность. Ранцы, наполненные всем, что нужно для школы, – это ребятам постарше. Малышам – сладости. То же самое в районном центре Ардон. Там сейчас 800 беженцев, 300 из них – дети.
И каждый разговор, каждый расспрос – буря страстей, эмоции, спрятанные, но рвущиеся наружу.
В Республиканской детской больнице Альберт Лиханов отыскал до смерти перепуганную женщину. Она не говорила по-русски. Выяснилось, что Софья Дряева – жительница одного из осетинских сел. Когда начался обстрел, она, беременная, убежала в лес. И, едва закончилась стрельба, добралась до другой деревни, где и родила мальчика. А потом на попутках добралась с ним до Владикавказа.
Мальчика назвала Виталик. Он спал в кроватке, и хотя от роду ему несколько дней, во всем его облике какая-то тяжелая усталость.
Детский фонд подарил малышу, а точнее, его маме, дорогое и красивое младенческое приданое – в кружевах и цветочках. Как же недостает этому маленькому Виталику именно такого – красоты и комфорта!
В отделении неврологии – 16 детей. Трое из одной семьи Валиевых – старшая сестра Сабина, 17 лет, средний Сарват, 14 лет, и младшая Лиза, 8 лет. Их мама 8 августа уехала по делам во Владикавказ. Ребята остались с бабушкой. Когда начался обстрел, бросились бежать – и их побег оказался счастливым, все остались живы, не ранены. Но в больнице.
Детский стресс – непростое, подчас скрытое состояние.
Коля Цховребов – пятиклассник. Показывает все свое имущество – мальчишеские босоножки. И ведь ему надо помочь, надо одеть и обуть, и Детский фонд принял на себя это обязательство.
Во Владикавказе открыт специальный склад Детского фонда, для хранения имущества, предназначенного детям — от самых маленьких до уже повзрослевших.
1000 новеньких ранцев со всем, что нужно к 1 сентября, Фонд доставит в школы Цхинвала, а первые 250 его председатель вручил уже сегодня ребятишкам, оказавшимся в эвакуации.
В Ардоне, например, есть целый класс будущих первоклашек из цхинвальской школы № 11.
Увы, войны быстро начинаются. А заканчиваются медленно. Еще долго будут кричать по ночам дети, плакать из-за пустяков. Не подумайте, что это малышовые капризы. Нет, это война выходит из детей.
И двадцать детей из Цхинвала едут в Москву еще – вслед за первыми десятью. Двое из них стали сиротами только что – брат и сестренка, совсем маленькие. Их мама сгорела в собственном доме. Во время обстрела.