Тогда, в 1988 году, еще была перестройка. Один из ее символов – гласность. Ветра перемен обнаружили всяческие проблемы, и одной из них оказалось существование сирот и других не очень счастливых детей. Конечно, все знали, что они есть, а вот как они живут, какое у них будущее – это было закрытой темой. Помню поездку с Л.Н. Пахольченко по детским домам и школам-интернатам области. Немало тогда было сделано открытий.
Но время вселяло надежду. Слово «благотворитель» стало произноситься без прежней усмешки, с уважением. В воздухе витали хорошие идеи: например, строительство детских деревень, где для приемных семей и их питомцев должны быть созданы все условия. Людмила Николаевна отдалась этому всей душой.
Осуществить, однако, удалось далеко не все. Наступившие затем времена перемололи много добрых намерений и прекраснодушных мечтаний. Некоторые «единоверцы» и единомышленники Пахольченко в других российских городах, устав бороться за детские права, подошли к рубежу «Да пропади все!» А Людмила Николаевна устояла. И приняла изменившиеся условия. Например, такие, при которых сотрудники фонда должны были заняться предпринимательской деятельностью. Торговать «шмотками», слава Богу, не пришлось. У нее, преподавателя иностранных языков, отыскался свой резерв: начала организовывать экскурсии, в том числе для зарубежных гостей.
От времени рязанский детский фонд и по сей день не отстает. Нужны проекты – предоставляет их, выигрывает конкурсы, получает средства для работы с детьми. В поле зрения фонда всегда самые нуждающиеся: инвалиды, сироты, дети из малообеспеченных семей.
Впрочем, что это я все о работе да о работе, ведь юбилей-то не у фонда, а у человека…
Но дело в том, что деятельность в фонде для Людмилы Николаевны – это, собственно, чуть ли не вся ее жизнь. Она втянула в нее свою семью (мужа и дочь), родственников, друзей, знакомых, а еще знакомых знакомых. У нее есть приемные дети, а также те, которые, не являясь таковыми, можно сказать, выросли в стенах детфонда и тоже ей помогают.
Бывает трудно, подводит здоровье, а не уйдешь. Жалко бросать то, чему отдано столько сил. А вот преемника что-то не видится. Время нынче иное, чем 27 лет назад. Все хотят деньги заработать, а работа в фонде неприбыльна. Хотя некоторые считают, что как раз наоборот. Людмила Николаевна по этому поводу столько всего наслушалась, что теперь в состоянии лишь махнуть рукой да сказать укоризненно в пространство свое любимое: «Ешкин кот!»
Являясь в некотором роде сподвижницей Л.Н. Пахольченко с самого начала существования рязанского детского фонда, я желаю ей крепкого здоровья и дальнейших благородных трудов. С удовольствием прибавляю к этому поздравления всех журналистов «Рязанских ведомостей».
Татьяна Банникова
Опубликовано 12.03.2015 на портале Рязанские ведомости